вторник, 3 февраля 2015 г.

Извлечение из Решения Международного Суда от 27.08.1952 по делу, касающемуся прав граждан Соединенных Штатов Америки в Марокко



Сегодня несколько слов о международном споре, разрешенном Решением Международного Суда от 27 августа 1952 года по делу, касающемуся прав граждан Соединенных Штатов Америки в Марокко (извлечение доступно на русском языке здесь). 

Помимо того, что этот спор интересен тем, что проливает свет на некоторые международно-правовые аспекты колониализма (неравноправные договоры, режим протектората, режим подмандатной территории, капитуляции, консульская юрисдикция и т.п.), о которых в современной России не столь широко известно, он также примечателен тем, что:
- являлся сложным спором, одним из составных элементов которого являлся международный налоговый спор, что является практическим подтверждением того, что международные налоговые споры могут быть не только простыми, но и представлять собой элементы сложных международных споров;
- одной из его сторон было государство, действовавшее не столько от своего лица (Французская Республика), сколько от лица подмандатной территории (Французская Зона Марокко), что является пусть и не широко распространенным, но все же практическим подтверждением разнообразия участников международных налоговых споров;
- был разрешен посредством судебного разбирательства, что является практическим подтверждением того, что международные налоговые споры могут разрешаться посредством такого средства мирного урегулирования споров как судебное разбирательство. При этом в качестве юрисдикционного органа выступал постоянно действующий суд - Международный Суд, являющийся одним из основных органов Объединенных Наций, что является редким для разрешения международных налоговых споров.

Что касается предмета разрешенного международного налогового спора, то для Шерифийской Империи (Французская Зона Марокко) это был спор о праве на собственные действия по наложению налогов, а для Соединенных Штатов Америки – спор о праве на бездействие Шерифийской Империи по наложению налогов. В подтверждение своей позиции Соединенные Штаты Америки привели три основных довода, сводившихся к тому, что в Марокко:
- налоги могли налагаться в отношении граждан Соединенных Штатов Америки только с предварительного одобрения Соединенных Штатов Америки, которое в рассматриваемом случае не давалось;
- граждане Соединенных Штатов Америки пользовались освобождением от налогов в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации;
- граждане Соединенных Штатов Америки пользовались освобождением от налогов в силу специальных договорных положений.
Международный Суд отклонил:
- первый из этих доводов по тому основанию, что в рассматриваемом случае не установлено, что для наложения налогов требуется их предварительное одобрение;
- второй из этих доводов по тому основанию, что клаузула о наиболее благоприятствуемой нации может порождать освобождение от налогов для национальных лиц одной страны, если такое освобождение предоставляется национальным лицам другой страны, чего не было установлено в рассматриваемом случае;
- третий из этих доводов по тому основанию, что в рассматриваемом случае не установлено существование специальных договорных положений, предоставляющих освобождение от налогов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий